При выборе аэрографа кто-то ориентируется на стоимость, кто-то на бренд, кто-то на функционал конкретной модели. Критериев выбора большое множество. И ещё одним из них является тип сопла. Сначала перечислим представленные на рынке варианты, а потом подробнее рассмотрим каждый из них. Вы можете приобрести аэрограф с резьбовым, конусным, двусоставным, цилиндрическим, корончатым типом сопла, а также с соплом-форсункой.
1. Аэрографы с резьбовым типом сопла многочисленны и популярны. Модели с такими типами сопел есть у большинства производителей аэрографов. Но учитывайте, что диаметр и шаг резьбы у подобных сопел может отличаться. Поэтому сопло от одной модели может не подойти для модели даже этого же производителя. Они отличаются и материалом из которого изготовлены: есть варианты из стали у дорогих брендов, а есть дешёвые из латунных сплавов. Есть резьбовые сопла с прокладками, а есть без них. Поэтому даже внутри одного типа сопла хватает отличий. Для чего лучше всего подходят резьбовые сопла? Для детализации. Поскольку центруются за счёт резьбы, то имеют довольно хорошую точность, хотя последнее зависит и от качества самой запчасти. Сопла резьбового типа обычно маленькие, поэтому вычищать их внутри от остатков материалов несложно и быстро.
Резьбовые сопла Jas (с резинкой) и Iwata (без)
Но и недостатков у них довольно много: 1. маленькие размеры имеют и отрицательную сторону, их легко потерять, не всем удобно их закручивать; 2. на большинстве моделей вы не добьётесь идеальной фиксации резьбового сопла без помощи ключа, которым нужно будет дотянуть запчасть, а если переусердствуете, то сопло сломается; 3. у них маленький диаметр в месте стыковки с каналом, поэтому они не очень хороши при работе с относительно густыми материалами; 4. если у модели с резьбовым соплом есть прокладка, то при частом скручивании запчасти вы быстро сотрёте резину и придётся покупать новую, поэтому на таком типе аэрографов лучше лишний раз сопло не откручивать.
Основание сопла Jas
Аэрограф с резьбовым соплом хорош как инструмент для детализации, тонких и точных работ. Например, для выполнения различных текстур. Если вам нужны сопла диаметром 0,2 или 0,3 мм, то это подходящий вариант. Однако если ваша задача работать с фоновой росписью или вовсе красить с большими диаметрами 0,5 или 0,8 мм, то смысл аэрографа с резьбовым соплом в таких случаях, как правило, теряется. Есть более подходящие варианты сопел для таких задач.
Канал аэрографа Iwata HP-BP с выкрученным резьбовым соплом
Ключ для скручивания сопла (на фото кажется огромным, по факту всего 2 мм)
2. Конусный тип сопла у аэрографов также встречается часто. Они бывают разных размеров и длины, их изготавливают из разных материалов, но роднит конусы вытянутая длинная форма и отсутствие как резьбы, так и прокладки. Это крупные сопла, потерять их сложно, держать в пальцах удобнее. Кроме того, они имеют больший диаметр в месте стыка сопла с корпусом аэрографа. Соответственно, лучше подходят для густых материалов, например, грунтовок для аэрографии.
Конусные сопла Jas (стандартное) и Paasche (маленькое для сопел конусного типа)
Отсутствие необходимости вкручивать эти сопла упрощает их установку и минимизирует риски поломки запчасти. Фиксируется данный тип сопла благодаря специальной гайке, которая называется корпус распылителя, она накручивается на сопло и самоцентрирует его в посадочном гнезде.
Корпус распылителя Paasche, фиксирующий сопло в канале
Отсутствие прокладки на самом сопле также делает его удобнее и надёжнее в работе. Иметь в своём арсенале аэрограф с конусным соплом имеет смысл, когда вы что-то красите или выполняете работы средней точности, т.е. вам не требуется рисовать волосы.
Канал аэрографа под конусное сопло Paasche
Из минусов отметим, что у подобных типов сопел вы практически не найдёте маленьких диаметров. Т.е. если вам нужен диаметр 0,2 мм, то в данном случае это может стать проблемой. А вот купить диаметр 0,3, 0,5 или 0,8 мм сложности не составит. Таким образом, для мелкой детализации этот аэрограф годится плохо. Кроме того, большие размеры сопла потребуют большего внимание при его прочистке, больше стенки — больше работы по чистке запчасти. Отметим, что у такого типа сопел фиксация происходит с помощью корпуса распылителя, который всё-таки ключом иногда дожимать потребуется. Т.е. совсем уйти от ключей в данном случае может не получиться. Но и сорвать резьбу корпуса распылителя риски минимальные, поскольку это большая запчасть с крупной резьбой. Учитывая, что на сопле нет резиновой или какой-либо ещё прокладки, запчасть можно замачивать даже в агрессивных ацетонсодержащих растворителях.
3. Двусоставное сопло, как следует из названия, состоит из двух частей, а именно: резьбового сопла и конусного основания.
Двусоставное сопло Iwata
Такие сопла мы встречали только на 2-х аэрографах бренда Iwata, а именно на моделях HP-CS и HP-BS. Гибрид имеет довольно много плюсов, которые очевидны, учитывая написанное выше, но и минусы есть, поскольку данный тип сопла бывает только диаметром 0,35 мм. Подойдут они в первую очередь людям, которые не делают слишком мелкую детализацию, но и большой факел им тоже не требуется, т.е. интересный вариант для работ средней точности.
4. Цилиндрический тип сопла долгое время был представлен на немецких аэрографах, но сейчас найти подобные сопла можно и на недорогих китайских моделях.
Цилиндрическое сопло H&S (Германия) с тефлоновой прокладкой
Цилиндрическое сопло Jas (Китай) с резиновой прокладкой
Эти сопла могут отличаться по качеству и форме исполнения, наличию тефлоновой или резиновой прокладки, но в одном они сходятся — для их снятия и установки не требуется никакой дополнительный инструмент, кроме ваших пальцев. Откручиваем пальцами воздушное сопло и цилиндр выпадает сам, т.е. центруется материальное сопло воздушным соплом, которое в свою очередь прикручивается и откручивается руками. Это очень удобно, особенно если вы часто меняете диаметр распыления.
Воздушное и цилиндрическое сопла Jas (цилиндрическое вставляется внутрь воздушного и последнее закручивается)
В отличие от конусных сопел, у цилиндров есть маленькие диаметры (у немецких моделей — от 0,15 мм, у китайских — от 0,2 мм). Диаметр стыковки с корпусом у этих сопел больше, чем у резьбовых, но меньше либо равен (в зависимости от производителя) конусным соплам. Т.е. для работы с густыми материалами они подойдут лучше, чем резьбовые.
Канал под цилиндрическое сопло Jas
Ключевой минус — наличие прокладки на сопле: она может быть из резины, может быть из более стойкого тефлона, но уплотнитель присутствует в любом случае. На наш взгляд, аэрографы с таким типом сопла удобны для начинающих, а также тех, кто часто меняет распылительные комплекты для получения разного диаметра факела: от маленького до большого.
5. Сопла-звёздочки или корончатые сопла — ещё один тип материальных сопел, встречающихся на аэрографах.
Корончатое сопло Jas
Как и резьбовые сопла, они маленькие, но при этом не имеют резьбы, а центруются как конусные или цилиндрические — с помощью воздушного сопла, в которое вставляются.
Воздушное и корончатое сопла Jas (корончатое вставляется внутрь воздушного и последнее закручивается)
На самом корончатом сопле прокладки нет, но она стоит в канале аэрографа в месте стыка сопла и корпуса. Т.е. такой тип сопла можно при необходимости замачивать в агрессивных растворителях и не переживать за прокладку, но без уплотнителя в канале не обошлось и его со временем менять всё-таки придётся.
Канал под корончатый тип сопла Jas
В остальном, этот тип сопла очень похож на цилиндрический, также центруется и фиксируется воздушным соплом без ключа, также имеет большой выбор диаметров от 0,2 мм, также имеет неплохой диаметр в месте стыка сопла и канала.
Но делая выбор между цилиндром или звёздочкой, ориентируйтесь на размеры. Если у вас тонкие пальцы или вы ловкий и аккуратный, то со звёздочкой справитесь без проблем. Если же маленький размер сопла для вас неудобен (его немного сложнее установить в воздушное сопло, легче уронить или потерять), то лучше берите цилиндр.
6. Сопло-форсунка представлено в простейших аэрографах одинарного действия, которые позиционируются как грунтовики. Диаметр у них большой — 0,8 мм. Состоят эти сопла из двух частей, одна из которых вкручивается в другую. Расположены они не внутри инструмента, а снаружи.
Разобранное сопло форсунка аэрографа Jas 1110
Аэрограф с таким типом сопла стоит рассматривать только для фоновых и крупных трафаретных работ. Через них хорошо идёт материал, они дают значительное окрасочное пятно, но конструктивно не годятся для детализации, да и изменить диаметр на меньший не получится, поскольку таких сопел меньшего диаметра не выпускается. Как итог, имеют ограниченный спрос.
Если вам было бы интересно узнать про другие типы сопел, которые мы не рассмотрели, предлагайте варианты на почту info@aeroguns.ru. Лучшей благодарностью за проделанную работу будет покупка аэрографа или запчасти на нашем сайте. Успехов в творчестве! Также советуем перед покупкой прочитать статью про диаметры сопел аэрографа.
Если у вас остались вопросы по выбору аэрографа, то вы можете задать их автору статьи и руководителю магазина Aeroguns — Чувашеву Дмитрию Владимировичу на почту info@aeroguns.ru. Если у вас накопилось много вопросов или требуется подбор материалов, инструмента и оборудования для аэрографии под конкретные задачи, то предлагаем формат платных консультаций офлайн в нашем магазине и онлайн через мессенджеры. Стоимость 30-минутной консультации — 1000 рублей.